Итоговое занятие: Пересказ от лица героя «Девочка и грибы» по рассказу Л. Н. Толстого.
Занятие было показано 16 мая 2018 года.


                                                 Программное содержание:
1) Познакомить с рассказом; обучение рассказыванию (монологической речи); учить пересказу от лица главного героя; добиваться от детей осмысленности и полного понимания текста;
2) Развитие памяти, внимания, связной речи, обогащение словарного запаса;
3) Воспитание интереса к рассказыванию.

Оборудование: Портрет Л. Н. Толстого, картинки из рассказа «Девочка и грибы»

                                                                  Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, чей портрет мы сегодня рассматривали?
Дети: Льва Толстого
Воспитатель: Да, таким он был в старости.
- А теперь посмотрите на этот портрет.
- Узнаёте ли вы, чей это портрет?
Дети: Л. Толстого
Воспитатель: Правильно, таким он выглядел, когда был молодым.
- Лев Толстой написал очень много книг и для взрослых, и для детей.
-Назовите рассказы и сказки, которые написал Лев Толстой?
Дети: «Филипок», «Лев и собачка», «Акула», «Прыжок»
Основная часть:
Воспитатель: Толстой очень любил детей, открыл для них школу, написал Азбуку и сам учил детей, был учителем. Его ученики стали первыми слушателями рассказов и сказок. Сегодня я хочу прочитать вам очень интересный рассказ. Называется он «Девочка и грибы». Слушайте:
         «Две девочки шли домой с грибами. Им надо было переходить через железную дорогу. Они думали, что машина далеко, влезли на насыпь и пошли через рельсы. Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая – перебежала через дорогу. Старшая девочка закричала сестре: «Не ходи назад!»
Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.
Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.
Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.
Машинист не мог удержать машины. Она свистела изо всех сил и наехала на девочку.
Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.
Когда поезд прошёл, все увидели, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.
Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре».
Воспитатель: Понравился ли вам рассказ?
- А что больше всего понравилось в рассказе?
- Когда Лев Николаевич читал свои рассказы школьникам, он очень любил потом их расспрашивать, любил, чтобы дети ему или пересказывали, или сами придумывали что-нибудь. Давайте и мы, как будто с вами станем учениками школы Толстого! Поговорим о девочках.
-Какие они были?
- Какой была старшая сестра?
Дети: Трусливая, заботливая…поумнее…
Воспитатель: Почему так считаете?
- Как Толстой говорил о ней?
Дети: Она кричала, чтобы сестра не поднимала грибы. Когда услышала шум машины побежала назад и забыла про сестру.
- А какой была младшая сестра?
Дети: Глупенькая, маленькая, послушная, смелая, догадливая
Воспитатель: Почему так считаете?
Дети: Потому что не думала об опасности
Воспитатель: Почему она стала подбирать грибы?
Дети: Хотела принести домой
Воспитатель: Понимала ли она опасность от поезда?
Дети: Может и не понимала, потому что маленькая
Воспитатель: А спряталась она между рельсами специально или случайно?
Дети: Случайно, так как увидела, что на неё надвигается поезд
Воспитатель: А теперь я хочу предложить вам пересказать рассказ от имени участников этого страшного события…
- Кто его видел и участвовал?
Дети: Сёстры, машинист, пассажиры, проводник поезда.
Воспитатель: Сейчас я ещё раз прочту рассказ, вы послушайте и проверьте себя, на все ли вопросы о девочках ответили точно?
- Зачем нужно слушать рассказ внимательно?
Дети: Чтобы точно рассказать
Воспитатель: Нужно будет, слушая рассказ, представить себя на месте выбранного вами персонажа, что он делал, когда увидел беду, что он почувствовал в этот момент. Слушайте (повторное чтение).
Воспитатель: Вика, ты за кого надумала рассказать историю про девочку?
Дети: Ответ
Воспитатель: Матвей, а ты за кого?
Дети: Ответ
Воспитатель: Кто расскажет о том, что случилось по дороге домой?
- Итак, ребята, а теперь нужно рассказать так, как старшая сестра расскажет маме о случившемся. А мы будем слушать и решим, поверим ли мы в то, что старшая сестра была заботливая или она была беспечная…
- А кто хочет рассказать от имени машиниста?
- А кто хочет рассказать от имени проводника?
- А кто хочет рассказать от имени пассажира?
- А хочет ли кто–нибудь рассказать от имени младшей сестры?
- Кому из героев вы особенно сочувствовали кроме младшей сестрёнки?
Дети: Ответ
Воспитатель: Ребята, кто же сумел пересказать историю, как будто всё видел своими глазами?
- У кого это получилось?
Дети: Ответ
Итог:
Воспитатель: Ребята, вы все сегодня были молодцы
- С творчеством какого писатели мы продолжали знакомится сегодня?
Дети: Л. Толстого
Воспитатель: Чему учит нас этот рассказ?
Дети: Ответ
Воспитатель: А как нужно вести себя на дороге?
Дети: Внимательно
Воспитатель: Умнички, занятие окончено.









Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Выставка рисунков:«Европейская неделя иммунизации»

Выставка рисунков:«Спецтранспорт»