Итоговое занятие: Пересказ от лица героя «Девочка и грибы» по рассказу Л. Н. Толстого.
Занятие было показано 16 мая 2018 года.
Занятие было показано 16 мая 2018 года.
Программное
содержание:
1) Познакомить с рассказом; обучение
рассказыванию (монологической речи); учить пересказу от
лица главного героя; добиваться от детей
осмысленности и полного понимания текста;
2) Развитие памяти,
внимания, связной речи, обогащение словарного запаса;
3) Воспитание интереса к рассказыванию.
Оборудование: Портрет Л. Н. Толстого, картинки из
рассказа «Девочка и грибы»
Ход занятия:
Вводная
часть:
Воспитатель:
Ребята, чей портрет мы сегодня рассматривали?
Дети:
Льва Толстого
Воспитатель:
Да, таким он был в старости.
- А теперь посмотрите
на этот портрет.
- Узнаёте ли вы, чей
это портрет?
Дети:
Л. Толстого
Воспитатель:
Правильно, таким он выглядел, когда был молодым.
- Лев Толстой написал
очень много книг и для взрослых, и для детей.
-Назовите рассказы и
сказки, которые написал Лев Толстой?
Дети:
«Филипок», «Лев и собачка», «Акула», «Прыжок»
Основная
часть:
Воспитатель:
Толстой очень любил детей, открыл для них школу, написал Азбуку и сам учил
детей, был учителем. Его ученики стали первыми слушателями рассказов и сказок.
Сегодня я хочу прочитать вам очень интересный рассказ. Называется он «Девочка и
грибы». Слушайте:
«Две девочки шли домой с грибами. Им надо было переходить
через железную дорогу. Они думали, что машина далеко, влезли на насыпь и пошли
через рельсы. Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая
– перебежала через дорогу. Старшая девочка закричала сестре: «Не ходи назад!»
Но машина была так
близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала,
что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась,
выронила грибы и стала подбирать их.
Машина уже была близко,
и машинист свистел что было силы.
Старшая девочка
кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать
грибы, и ползала по дороге.
Машинист не мог
удержать машины. Она свистела изо всех сил и наехала на девочку.
Старшая девочка кричала
и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на
конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.
Когда поезд прошёл, все
увидели, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.
Потом, когда поезд уже
отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и
побежала к сестре».
Воспитатель:
Понравился ли вам рассказ?
- А что больше всего
понравилось в рассказе?
- Когда Лев Николаевич
читал свои рассказы школьникам, он очень любил потом их расспрашивать, любил,
чтобы дети ему или пересказывали, или сами придумывали что-нибудь. Давайте и
мы, как будто с вами станем учениками школы Толстого! Поговорим о девочках.
-Какие они были?
- Какой была старшая
сестра?
Дети:
Трусливая, заботливая…поумнее…
Воспитатель:
Почему так считаете?
- Как Толстой говорил о
ней?
Дети:
Она кричала, чтобы сестра не поднимала грибы. Когда услышала шум машины
побежала назад и забыла про сестру.
- А какой была младшая
сестра?
Дети:
Глупенькая, маленькая, послушная, смелая, догадливая
Воспитатель:
Почему так считаете?
Дети:
Потому что не думала об опасности
Воспитатель:
Почему она стала подбирать грибы?
Дети:
Хотела принести домой
Воспитатель:
Понимала ли она опасность от поезда?
Дети:
Может и не понимала, потому что маленькая
Воспитатель:
А спряталась она между рельсами специально или случайно?
Дети:
Случайно, так как увидела, что на неё надвигается поезд
Воспитатель:
А теперь я хочу предложить вам пересказать рассказ
от имени участников этого страшного события…
- Кто его видел и
участвовал?
Дети:
Сёстры, машинист, пассажиры, проводник поезда.
Воспитатель:
Сейчас я ещё раз прочту рассказ, вы послушайте и проверьте себя, на все ли
вопросы о девочках ответили точно?
- Зачем нужно слушать рассказ
внимательно?
Дети:
Чтобы точно рассказать
Воспитатель:
Нужно будет, слушая рассказ, представить себя на месте выбранного вами
персонажа, что он делал, когда увидел беду, что он почувствовал в этот момент.
Слушайте (повторное чтение).
Воспитатель:
Вика, ты за кого надумала рассказать историю про девочку?
Дети:
Ответ
Воспитатель:
Матвей, а ты за кого?
Дети:
Ответ
Воспитатель:
Кто расскажет о том, что случилось по дороге домой?
- Итак, ребята, а
теперь нужно рассказать так, как старшая сестра расскажет маме о случившемся. А
мы будем слушать и решим, поверим ли мы в то, что старшая сестра была
заботливая или она была беспечная…
- А кто хочет
рассказать от имени машиниста?
- А кто хочет
рассказать от имени проводника?
- А кто хочет
рассказать от имени пассажира?
- А хочет ли кто–нибудь
рассказать от имени младшей сестры?
- Кому из героев вы
особенно сочувствовали кроме младшей сестрёнки?
Дети:
Ответ
Воспитатель:
Ребята, кто же сумел пересказать историю, как будто всё видел своими глазами?
- У кого это получилось?
Дети:
Ответ
Итог:
Воспитатель:
Ребята, вы все сегодня были молодцы
- С творчеством какого
писатели мы продолжали знакомится сегодня?
Дети:
Л. Толстого
Воспитатель:
Чему учит нас этот рассказ?
Дети:
Ответ
Воспитатель:
А как нужно вести себя на дороге?
Дети:
Внимательно
Воспитатель:
Умнички, занятие окончено.
Комментарии
Отправить комментарий